SantaCash
DOBERMANN
Гай Ричи
MrLoot
Frank Vinci
atmservice

Гора Воттоваара: Отправляемся в гости к древним духам Карелии

fenix

Гуру Пробива
Проверенный продавец
Legend user

fenix

Гуру Пробива
Проверенный продавец
Legend user
Статус
Offline
Регистрация
30 Янв 2017
Сообщения
3,705
Реакции
645
Депозит
29550р
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
18
Антон Зоркин переночевал на склоне далекой карельской горы Воттоваары и проверил ее на предмет священного трепета и встречи с духами. Считается, что когда-то на Воттовааре совершали языческие ритуалы древние саами-охотники.




«После того как я ушел от жены, все лето работал в окрестностях Воттоваары. Заметил, что многим туристам в этом месте становится не по себе, нервничают, кто-то вообще идти отказывается». Это рассказывает мой проводник Артем Соболев, он из Петрозаводска. Артему 48 лет, большую часть жизни он работал егерем, потом уволился, а сейчас часто подрабатывает туристическим гидом, возит туристов в труднодоступные места Карелии.

Я приехал в Петрозаводск на поезде из Москвы, Артем встретил меня на вокзале в меховой шапке (несмотря на вполне себе комфортные +15): «Голова почему-то мерзнет — с детства. А вообще, это моя счастливая шапка, да и смотрится хорошо, согласись?»

На «буханке», стареньком УАЗ-452, мы часов за пять добираемся до крошечного поселка Гимолы, который стоит посреди лесов.

«Древний поселок, был тут еще в 1500-х годах. У меня в Гимолах жил прадед — работал на лесозаготовках, как, собственно, и все местные».

Старенькие домики стоят, потихоньку разваливаясь. В одном из них мы оставляем часть вещей — сарай нам отпирает знакомый Артема, местный житель Виктор Павлович. Он морщится при упоминании о горе: «Мне, честно говоря, Воттоваара не нравится. Природа там какая-то мертвая, да и вообще не люблю всех этих культовых мест. Что за ритуалы там проводили? Я в церковь хожу, мне не надо ритуалов!»

Садимся с Артемом обратно в «буханку» и еще километров пять пытаемся прорваться через лесной бурелом: нормальной дороги тут уже нет, «буханка» надрывно ревет, переваливаясь через ямы, с трудом перекатываясь через поваленные стволы. В какой-то момент Артем машет рукой: «Все, приехали, дальше только пешком. Ураган недавно был, путь еще сильнее забросало, не проехать. Готовься: идти нам предстоит больше двадцати пяти километров».

Идти по чаще нелегко, я все время пытаюсь упасть или напороться лицом на ветку. Жалко, что древние саами не придумали ритуальное место где-нибудь поближе.



Воттоваара — скальный массив высотой 417 метров. В окрестностях располагаются так называемые сейды, которые когда-то были объектами для ритуалов и поклонений. Сейдом может быть и, скажем, дерево, но в случае с Воттоваарой это огромные валуны, их можно увидеть в окрестностях горы. Считается, что представители языческих религий использовали их в своих целях. Ну, например, есть версия, что карельские саами повышали с помощью приношений на Воттовааре свои шансы на успешную охоту.

По лесу мы идем с самого утра, солнце начинает клониться к закату, опускается куда-то в бесконечную череду деревьев. Останавливаемся перекусить, из ручья набираем воды, на газовой горелке разогреваем чай.

Артем пытается вселить в нас мистические настроения и травит байки из своей туристической жизни:

«Приводил к горе туристов — двух китайцев, взрослых мужиков под сорок лет. Машина у нас ломалась несколько раз, поэтому до места мы добрались уже в темноте. Как только ступили на Воттоваару, мужики сразу заверещали: «Веди нас назад, не хотим здесь быть!» Атмосфера им категорически не понравилась!»

Мы, как и китайцы из рассказа Артема, добираемся до горы в сумерках: красно-желтые отблески зловеще освещают местный пейзаж. Он и правда немного действует на нервы — повсюду, куда ни посмотришь, торчат голые камни и сухие деревья.

Забираемся на самую высокую точку Воттоваары: отсюда видно землю на многие километры вперед — там озера и бесконечные леса. Где-то внизу я вижу и те самые огромные валуны-сейды — смотрятся они величественно.

После нескольких публикаций в 1990-х Воттоваара стала очень популярна, сюда начали забираться как туристы, так и представители всяких псевдорелигий. «Помню, одни сюда приезжали каждый год — общались, я так понял, с духами. Возил их в Гимолы из Петрозаводска».

Ночью обещали +10, палатку мы не ставим, а располагаемся прямо на земле под каменной защитой от ветра: надуваем коврики, достаем теплые спальники.

Вообще-то, ночевать здесь нельзя: какое-то время назад эти территории объявили памятником природы. Но будем считать, что у нас форс-мажор — ночь застала в пути.

Артем уходит спать за соседний камень. Я еще долго лежу и смотрю на луну — ее лучи прорываются сквозь облака, освещая фрагменты странного пейзажа. Нет, никакого трепетного ужаса, за которым мы шли сюда весь день, я что-то не испытываю.

Засыпаю и через некоторое время просыпаюсь — от какого-то странного протяжного звука. На часах — три ночи. Звук то усиливается, то замолкает. Что это? Может быть, наконец пришли духи саами? Через секунду мне все становится ясно: так храпит мой проводник Артем.
 

GLOV

Авторитет
Проверенный продавец

GLOV

Авторитет
Проверенный продавец
Статус
Offline
Регистрация
22 Июн 2018
Сообщения
1,508
Реакции
13
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
Сверху