DOBERMANN
Гай Ричи
MrLoot
Frank Vinci
atmservice
probiv

Курс публикаций, которые помогут в жизни. Ч.5 ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Kooperativ

Местный

Kooperativ

Местный
Статус
Offline
Регистрация
8 Июл 2020
Сообщения
38
Реакции
5
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
Сломали телефон в сервисе

Вы сдали свой телефон в ремонт, а при возврате оказалось, что
на нем разбит экран, не работают кнопки или поврежден корпус.
Случаи, когда сервисные центры «одно лечат, другое калечат», сегодня
не редкость. Как защитить свои права и заставить мастерскую возместить ущерб, вы узнаете из нашей инструкции.
По закону сервисные центры несут полную ответственность за сохранность отданной им техники. Фирма обязана полностью возместить ущерб
даже в том случае, если утрата или поломка произошла не по их вине.
Например, в случае пожара или ограбления. Что же до устранения неисправностей, причиненных самим центром, здесь существуют два варианта
получения компенсации.
Испортили при бесплатном гарантийном ремонте
В случае повреждения телефона при гарантийном обслуживании вы
вправе требовать от сервисного центра произвести бесплатный ремонт
устройства либо возместить затраты на его ремонт в другом месте. Об этом
говорится в ч. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Как потребовать?
1. Осмотрите аппарат во время приемки до подписания каких-либо
документов. При обнаружении дефекта, которого не было на момент
сдачи, напишите в акте приема, что к ремонту имеются претензии.
Подробно опишите выявленную неисправность! Такую запись необходимо сделать во всех экземплярах акта.
2. Попросите сервисный центр оформить квитанцию на новый ремонт
и устранить дефект. Срок ремонта должен быть прописан в квитанции.
3. Если сервисный центр отказывается выполнить ремонт, откажитесь
от получения испорченного гаджета и ни в коем случае не подписывайте акт приема. Вместо этого составьте отдельную претензию
со ссылкой на Закон «О защите прав потребителей» и требованием
устранить дефект в течение 10 дней.
4. В случае неудовлетворения и этой претензии смело обращайтесь в суд
с иском о защите прав потребителя.

Если устройство повредили при платном ремонте, также пишем претензию, но уже со ссылкой на ст. 35 Закона «О защите прав потребителей».
По ней вы имеете право требовать возврата внесенной предоплаты за ремонт в течение 10 дней, а также замену испорченного телефона аналогичным. Если заменить телефон невозможно, то фирма должна возместить его
стоимость в двукратном размере в течение трех дней с момента получения
претензии. В случае отказа в компенсации обращайтесь в суд.

Образцы документов
В___________________________________________,
(название организации ООО или ИП из договора)
расположенную по адресу: г._________________,
ул. ________________________________________
От ________________________________________,
(Ф.И.О.)
проживающей(-его) по адресу:
г. _______________, ул. ______________________,
д.______, кв._____, тел.: _____________________
Претензия
«___» _________ 201__ года по квитанции/акту №___________ я сдал вам
на бесплатный гарантийный ремонт ___________________________________
(название ремонтируемой вещи)
для устранения дефектов ________________________.
При получении _______________________________________________
(название ремонтируемой вещи)
из ремонта ________ 201___ я обнаружил не оговоренные при сдаче повреждения – указать, что произошло ________________________________________
__________________________________________________ _____.
(вещь испортили, сломали, украли и т. д.)
Ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что
потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки
возмещаются в 10-дневный срок (ст. 22 закона).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
В связи с изложенным прошу вас
бесплатно устранить возникший после ремонта дефект ________________
_______________________________________ ______________
(какой именно)
либо возместить мои расходы на устранение этого дефекта в другом
сервисном центре в сумме _____ рублей в течение 10 дней с даты получения
этой претензии.
Приложение:
Копия документа, подтверждающего стоимость устранения дефектов
в другом СЦ.
_______________________
(Ф.И.О.)
«___» _________ 201__ года
6
ИСПОРТИЛИ ТЕЛЕФОН В РЕМОНТЕ
В___________________________________________,
(название организации ООО или ИП из договора)
расположенную по адресу: г._________________,
ул. ________________________________________
От ________________________________________,
(Ф.И.О.)
проживающей(-его) по адресу:
г. _______________, ул. ______________________,
д.______, кв._____, тел.: _____________________
Претензия
«___» _______ 201__ года я заключил с вами договор №_____ на оказание
услуг по ремонту _______________________________________.
(название ремонтируемой вещи)
Стоимость услуг по договору составляет _______ рублей, оплачена мной
в полном объеме _______.
В процессе ремонта указать, что произошло __________________________
__________________________________________________ ___________________.
(вещь испортили, сломали, украли и т.д.)
Стоимость вещи составляет ______ рублей.
Ч. 1 ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что,
если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью)
потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи)
и правильное его использование. В случае полной или частичной утраты
(повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель
обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью)
аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие
из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю
двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также
расходы, понесенные потребителем.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 29 закона потребитель также вправе
отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы
(оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
В связи с изложенным отказываюсь от договора и прошу вас:
1) Возвратить мне денежные средства, уплаченные по договору, в сумме _____ рублей в течение 10 дней с даты получения этой претензии;
2) Заменить утраченную вещь ___________________________________
(название аналогичной)
или при невозможности замены возместить мне ее двукратную цену
в сумме _____ рублей * 2 = _________ рублей в течение трех дней с даты
получения претензии.
Приложение:
Копия документа, подтверждающего стоимость поврежденной вещи
(чек, договор и пр.).
 

Kooperativ

Местный

Kooperativ

Местный
Статус
Offline
Регистрация
8 Июл 2020
Сообщения
38
Реакции
5
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
ВЕРНУТЬ ТОВАР БЕЗ ЧЕКА
Купили вещь, принесли домой, и неожиданно выяснилось, что покупка
не подошла по размеру, а может, и вовсе разонравилась. У вас есть право обменять не устроивший вас товар или вернуть его обратно в магазин. Правда, для этого должны быть выполнены важные условия: покупка не подошла
по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен
возможен даже в случае, если вы потеряли чек. Ст. 25 закона «О защите
прав потребителей» отводит на возврат покупки 14 дней, а денег за товар –
в течение 3 дней с момента возврата покупки.
Основными условиями возврата являются сохранение товарного вида
покупки (вещь должна быть новой и не бывшей в употреблении!), наличие
кассового чека или квитанции. Это условие бывает трудновыполнимым,
ведь чек и квитанция могут потеряться. Не переживайте: безвыходных
ситуаций не бывает. Рассказываем, как действовать, если товарный чек
не сохранился.
Как действовать, если чека у вас нет
1. Напишите заявление на возврат покупки в двух экземплярах по нашему образцу (образец заявления в приложении №1). Не забудьте указать
в шапке документа название организации – магазина. Так как у вас нет
чека, где указаны данные о магазине, эти сведения можно узнать на информационной доске в торговой точке. Обязательно впишите свои фамилию,
имя, отчество и контактный телефон.
2. Далее в заявлении необходимо указать день и время покупки, название товара и его стоимость.
3. Объясните причины, из-за которых вы решили вернуть вещь в магазин. Вескими основаниями для отказа от покупки являются неподходящая
форма, размер, фасон, расцветка или комплектация. Это стандартные
причины для возврата. К примеру, о том, что вы находились не в лучшем
расположении духа во время шопинга, или о том, что спустя пару дней стало жалко потраченных денег, писать не надо.
4. Уточните: вы хотите поменять товар (укажите фасон, габариты,
расцветку) или требуете возврата денег. Подпишите заявление и укажите
текущую дату.
5. С двумя экземплярами заявления направляйтесь в магазин, где приобрели товар.
Если у вас нет чека или документа, подтверждающего покупку, используйте инструкцию от товара или технический паспорт, в котором обычно

указываются реквизиты магазина и продавца, иные подтверждающие документы (квитанцию к отрывному талону, к приходному кассовому ордеру,
руководство для пользователя). Даже упаковка может стать невольным
«свидетелем» того, что товар был приобретен именно в этом магазине.
Не сохранили никаких документов, подтверждающих покупку? Ссылайтесь на свидетеля. Им может стать человек, сопровождавший вас во время
покупок или даже сам продавец. Как показывает практика, кассиры и сотрудники магазина обладают хорошей памятью на клиентов, если только
работодатель не запретил им «вспоминать» покупателя.
После того как заявление написано, отдайте его продавцу. Сотрудник
магазина должен принять ваше обращение, расписаться на его копии, которую вы оставите себе.
6. Попросите продавца восстановить кассовый чек. У любого кассового
аппарата есть память. Он может распечатать копию чека. Для этого достаточно вспомнить дату и время покупки.
Если продавец не идет на диалог и отказывается принимать товар, вызывайте администратора магазина. Потребуйте у него разъяснений, на каком
основании нарушается закон.
Если сотрудники магазина идут на конфликт, попросите номер телефона
владельца магазина. Звонок ему должен остудить пыл продавца.
Если принять товар не соглашаются ни продавец, ни администратор, потребуйте Книгу жалоб. Опишите в ней причину нарушения ваших прав при
возврате товара. После того как вашу жалобу приняли, деньги должны быть
возвращены вам в течение трех дней со дня подачи заявления в магазин.
Не отвечают на заявление в Книге жалоб? Звоните на горячую линию Роспотребнадзора по телефону: 8-800-100-0004 (ежедневно, с 10.00
до 17.00, перерыв – с 12.00 до 12.45 по московскому времени). Звонок бесплатный из любого населенного пункта страны.
Если ни один из способов не помог, обращайтесь в суд.

ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ
Приложение №1
Наименование продавца ________________________
(организации или ИП)
Место нахождения продавца: ____________________
_______________________________________________
(место жительства, если продавцом является ИП)
Потребитель____________________________ _
_______________________________________________
(Ф.И.О.)
Место жительства: ______________________________
_______________________________________________
Телефон: ______________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
об обмене (возврате) непродовольственного товара
надлежащего качества
Между мной, __________________________________________________ ____,
(Ф.И.О.)
и __________________________________________________ __________________
(наименование организации, ИП)
«____» _____________ 20___г. заключен договор купли-продажи товара: ____
__________________________________________________ ____________________
(указать характеристики товара: наименование, артикул) (далее – товар)
на сумму ______________________________________, что подтверждается
_____________________ ________________________________________________
(указать номер и дату кассового или товарного чека, другого документа, подтверждающего оплату товара).
Приобретенный товар не подошел мне по ____________________________
__________________________________________________ ___________________
(выбрать из указанных вариантов: форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру
или комплектации).
Поскольку договор заключен мной с продавцом исключительно для
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан с осуществлением

предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
Согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300–1
от 07.02.1992 (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель
вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества
на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен,
если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или
комплектации.
Требование об обмене товара может быть заявлено потребителем в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Согласно п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в случае если
аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя
к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный
товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней
со дня возврата указанного товара.
Приобретенный мной товар надлежащего качества не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные
ярлыки, товар не включен в перечень товаров надлежащего качества,
не подлежащих обмену по указанным основаниям.
При этом отсутствие у потребителя товарного чека, либо кассового чека,
либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей,
ПРОШУ:
__________________________________________________ _________________
__________________________________________________ ____________________
__________________________________________________ ___________________.
(указать требование об обмене на аналогичный товар или возврате уплаченной за товар денежной суммы, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя)
В случае неисполнения указанного требования в добровольном порядке
оставляю за собой право обратиться в суд с исковым заявлением о защите
прав потребителя.
Дополнительно сообщаю, что при удовлетворении судом требований,
заявленных потребителем, суд взыскивает с продавца за несоблюдение
в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф

в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (основание п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
О принятом решении прошу уведомить меня в письменном виде, предварительно сообщив по телефону: _____________________________1
.
Приложение в копиях: ____________________________________________
__________________________________________________ ___________________.
(документ, подтверждающий приобретение товара: кассовый или товарный чек,
другой документ, подтверждающий оплату товара)
_____________________/_______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» _________________ 201_ г.
1 Порядок вручения заявления:
С заполненного заявления необходимо сделать копию или заполнить его в двух
экземплярах. Один экземпляр заявления вручается под роспись уполномоченному
лицу продавца, где был приобретен товар, с указанием фамилии, должности, даты
вручения, печати (штампа).
В случае отказа от принятия заявления необходимо направить заявление почтой по
адресу продавца заказным письмом с уведомлением.
 

Kooperativ

Местный

Kooperativ

Местный
Статус
Offline
Регистрация
8 Июл 2020
Сообщения
38
Реакции
5
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
0
ВЕРНУТЬ КУПЛЕННЫЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН ТОВАР

Сегодня через интернет можно приобрести любой товар в любой точке мира – от памперсов до яхты. Основной плюс – более выгодная цена.
Минус – невозможность «пощупать» товар до покупки. Как быть, если
вам прислали некачественный товар, или товар не подошел, или не соответствует описанию на сайте продавца, или просто вам не понравился?
При интернет-покупках вас защищают ст. 26 п. 1 «Дистанционный
способ продажи товара» Закона РФ «О защите прав потребителей» и Постановление правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил
продажи товаров дистанционным способом».
Как вернуть купленный через интернет товар
в организации, зарегистрированной в России
Покупка товаров через интернет регулируется ст. 26.1 ФЗ «О защите
прав потребителей».
К дистанционным методам относится не только интернет, но и покупка
товаров с помощью каталогов, телерекламы, почты, радио и иной связи.
Закон обязывает продавца до оплаты покупателем товара предоставить
ему информацию как о товаре, так и о самом продавце.
Потребитель должен быть проинформирован:
• о свойствах товара, его качестве, возможностях его использования
и иных нюансах;
• о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке товара;
• о стоимости товара, стоимости и порядке доставки товара, порядке
оплаты товара и его доставки;
• о месте изготовления товара.
Также должна быть предоставлена информация о продавце:
• точный адрес, полное фирменное наименование, реквизиты, на которые будет производиться оплата;
• о порядке и сроках возврата товара, в случае если он по каким-то причинам не подойдет;
• о порядке отказа от товара и возврата уплаченных за данный товар
денег.
Эту информацию продавец должен приложить к товару в печатном виде.
Если товар привез курьер, то можно просто отказаться
от приемки. Если доставка платная, то продавец может
потребовать от вас оплатить эти услуги

Как вернуть КАЧЕСТВЕННЫЙ интернет-товар
В соответствии со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» вернуть
качественный товар можно до его передачи покупателю. Если товар уже
приняли, у вас есть семь дней для отказа. И для этого вам не надо искать
в нем недостатки. Можно просто вернуть, без объяснения причин.
Информацию о порядке отказа от товара и возврата уплаченных за данный товар денег должен вам передать продавец в письменном виде. Если он
этого не сделает в момент доставки товара, то срок, в который вы можете
отказаться от качественного интернет-товара, увеличивается до трех месяцев с момента его передачи.
Вернуть товар вы можете при сохранении товарного вида, упаковки, наличии документа, подтверждающего факт и условия покупки. Электронные
письма тоже являются доказательствами. При необходимости их можно
заверить у нотариуса и предъявить в качестве доказательства в суде.
Порядок возврата приобретенного интернет-товара
1. Напишите заявление о возврате товара (см. Приложение №1).
2. Заявление вручите продавцу. Вы можете либо привезти его лично в офис
(представительство) интернет-магазина, либо направить почтой. В первом случае на втором экземпляре должны поставить отметку о приеме
вашего заявления, во втором – направьте заявление по электронной
почте и продублируйте заказным письмом на адрес продавца.
3. По закону продавец обязан вернуть покупателю деньги в течение 10 дней
с момента получения заявления, поэтому в заявлении укажите реквизиты.
Права покупателя на возврат качественного товара не распространяются
также на товар, специально изготовленный под заказ. Вы не можете отказаться от качественного товара, если он имеет индивидуальные свойства
и может использоваться исключительно вами. Например, это может быть
специфическая одежда, мебель, изготовленная по вашим размерам, украшения и т.д.
Нельзя вернуть качественный товар, отнесенный,
в соответствии с Постановлением правительства РФ
от 10.11.2011 №924, к технически сложным
(например, фото-, видеотехника, компьютеры
(полный список смотрите в приложении)

Закон не устанавливает порядка возврата самого товара, как указано
выше, закон лишь обязывает продавца вернуть деньги в 10-дневный срок.
Каким образом продавец будет осуществлять обратную приемку товара,
решают непосредственно продавец с покупателем. Однако помните: все
затраты по стоимости доставки (например, услуги курьера, почтовой пересылки) и от продавца к покупателю и обратно, в случае возврата товара,
несет покупатель!
Как вернуть НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ товар
Если в товаре имеются недостатки, то тут уже нет зависимости от того,
как именно он куплен – через интернет или в обычном магазине. Вы можете пользоваться ст.ст. 18–24 Закона «О защите прав потребителей». В частности, при обнаружении недостатков в товаре покупатель может:
• поменять товар на другой, такой же марки;
• поменять товар на другой, иной марки – цена в этом случае пересчитывается;
• уменьшить стоимость товара с учетом выявленных недостатков;
• устранить недостатки на счет продавца или производителя;
• вернуть товар продавцу и получить за него ранее оплаченные деньги.
Если продавцом будет нарушен 10-дневный срок возврата денег или
уменьшения цены и возмещения убытков или иные сроки, то продавец должен выплатить пеню за каждый день просрочки в размере 1% цены товара.
В случае спора о причинах возникновения дефектов продавец проводит
экспертизу товара за свой счет. Выводы экспертов потребитель может оспорить в судебном порядке.

Если вы купили товар за рубежом
Вернуть товар покупателю и, самое главное, получить деньги обратно
из зарубежного интернет-магазина гораздо сложнее.
Алгоритм действий
1. Свяжитесь со службой поддержки магазина или администрацией иностранного интернет-магазина (возможно, на сайте есть соответствующий
раздел – F.А.Q.). Узнайте все о правилах возврата: как и за чей счет это делается. О стоимости же пересылки можно узнать на сайте «Почты России»
или у почтового сервиса, с помощью которого осуществлялась пересылка.
2. Как и в случае с российскими онлайн-шопами, если вам прислали некачественный товар, сразу обзаведитесь фотодоказательствами. Достаточно
всего двух снимков: тот, на котором виден дефект, и тот, где товар изображен на фоне упаковки.
3. Приложите фото к вашему письму в службу поддержки магазина. Отправьте и фотографии чеков, которые вы получили с посылкой. Только
в этом случае вам вернут деньги за покупку.
4. Обычный срок возврата товара – от 14 до 30 дней после покупки, но некоторые магазины изменяют его по своему усмотрению, поэтому проверьте
заранее раздел Return Policy.
ВАЖНО!
1. Возврат и обмен товара регулирует законодательство той страны,
где находится интернет-магазин. Заранее, до покупки выясните, как
можно вернуть покупку продавцу.
2. Изучите отзывы в интернете о работе этого интернет-магазина.
Большинство зарубежных шопов дорожат своей репутацией
и зачастую уступают клиентам в различных вопросах.
3. Не все покупки можно вернуть в иностранные магазины. Если вы
нашли товар с пометкой refurbished (или no returns, или no refunds),
это значит, что он не подлежит возврату. Такие пометки часто
встречаются на акционах вроде eBay и Amazon.
4. Некоторые интернет-магазины берут с покупателя комиссию
за возврат товара, так называемую Restocking free. Комиссию
берут зачастую за возврат электроники, так как упаковка будет
повреждена в любом случае.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
Руководителю ______________________________
____________________________________________
(наименование и адрес организации-продавца)
от _________________________________________ ,
(Ф.И.О. покупателя)
проживающего по адресу: г. _________________ ,
ул.__________________, д._______
тел.: _______________________________________
Заявление об отказе от товара,
купленного через интернет-магазин
«___» __________ ___ г. по каталогу вашего интернет-магазина мной был
приобретен ____________________ (номер по каталогу _______) стоимостью
__________________________________________________ _______________ руб.
(указать товар)
Указанный товар мне не подходит. Товарный вид, потребительские
свойства товара, а также документы о его приобретении сохранены. Копию
(скан) чека прикладываю к настоящему заявлению.
В соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»
я вправе отказаться от товара в течение семи дней после его передачи. При
отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную
сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов
продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее
чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего
требования.

На основании вышеизложенного
ПРОШУ:
1. Вернуть мне денежную сумму, уплаченную за товар, в сумме _______руб.
2. Денежные средства перечислить на мой счет по следующим реквизитам:
__________________________________________________ ____________________
__________________________________________________ ____________________
__________________________________________________ ____________________
__________________________________________________ ____________________
_______________________
Приложение: копия чека
___________________/_______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» _________________ 201_ г.

Перечень технически сложных товаров
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем
внутреннего сгорания (с электродвигателем).
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для
сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты
и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания
(с электродвигателем).
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран
и обладающее двумя и более функциями.
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая
ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы
с цифровым блоком управления.
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым
блоком управления.
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фотои кинооборудование с цифровым блоком управления.
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины,
кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
 
Сверху