DOBERMANN
Гай Ричи
MrLoot
Frank Vinci
atmservice
probiv

СМИ На Zлобу дня

DOMINUS

«EDEM CORP» - Старейший сервис Даркнета
Старший модератор
Модератор
Проверенный продавец
Legend user

DOMINUS

«EDEM CORP» - Старейший сервис Даркнета
Старший модератор
Модератор
Проверенный продавец
Legend user
Статус
Offline
Регистрация
20 Дек 2015
Сообщения
4,777
Реакции
426
Депозит
3.000р
Покупки через Гарант
0
Продажи через Гарант
12
Современные дети относятся к поколению Z, и оно разительно отличается от привычных уже нам поколений X и Y. Что нужно знать родителям и банкирам о новом поколении для наиболее эффективного взаимодействия с ним по финансовым вопросам?

На III Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения граждан в Москве отдельный интерес участников привлекла сессия про людей поколения Z. Как оказалось, мы совсем не знаем это поколение, и нам еще многому предстоит научиться. Банки.ру публикует выдержки из самых интересных выступлений.

Взгляд психолога. Чем рискует поколение Z

По словам доцента кафедры психологии развития ФГБОУ ВО «МПГУ» Елены Беловол, поколение Z — это дети, которые родились в так называемую информационную эпоху, они с самых первых шагов играют не в погремушки, а в айпады, и таких детей пока еще не очень много. «Поколение Z» — это западный термин, за рубежом информационная революция началась несколько раньше, поэтому «иностранное» поколение Z старше, чем отечественное.

«В мировой практике это поколение глобально начинается с двухтысячных годов, то есть теоретически детям из этого поколения должно быть 16—17 лет. Поколение Z в России — это еще школьники, причем средняя школа», — уточняет Беловол.

Кроме того, что люди поколения Z родились в информационную эпоху, важно также понимать, что они сразу «вышли» из детства в цифровой мир (отсюда легкое и активно использование окружающей информационной среды). А это непосредственным образом влияет на изменение работы их головного мозга, особенно по сравнению с поколениями X и Y. «Следующим этапом это приводит к изменению структуры их головного мозга. Поэтому так важно понимать, что происходит с детьми из современного поколения», — указывает Беловол.

По ее словам, детей мегаполисов в большинстве случаев можно отнести к поколению Z, чего не скажешь о детях из региональных городов, где уровень благосостояния родителей ниже и больше «в ходу» традиционное воспитание, присущее предыдущим поколениям.

«Что же происходит у детей из поколения Z со структурами головного мозга?» — спрашивает Беловол и сама отвечает: «Согласно зарубежным исследованиям, в первую очередь возникают проблемы с тем, что называется «ретикулярная формация». Есть в нашей голове орган, который фильтрует информацию для того, чтобы мы понимали, на какую стоит обращать внимание, а какую можно пропустить. Увеличение информационного потока для этих детей приводит к тому, что ретикулярная формация начинает работать более активно. Но от ее активности вырабатываются гормоны удовольствия. Современные дети поколения Z отличаются тем, что для функционирования их мозга и получения удовольствия от процесса переработки информации поток получаемой информации должен быть очень большой и, скажем так, постоянно сменяемый по своей модальности. Заниматься чем-то одним им долго, скучно и неинтересно».

Но здесь возникает дилемма. Постоянная необходимость переработки очень большого потока информации так или иначе приводит к информационному стрессу — который в том числе приводит к ослаблению иммунной системы, что, в свою очередь, вызывает ухудшение когнитивных функций (память, внимание, речь).

И уже отсюда вытекает новая проблема — у современных детей плохо обстоит дело с концентрацией внимания. «Если во всех классических учебниках написано, что внимание детей можно удержать в течение 15 минут, то теперь у нынешнего поколения эффективность концентрации внимания длится от двух до десяти секунд. И всё, дальше надо переключиться на другую, новую задачу. При этом у них достаточно сильно снижается свойство внимания. И для того, чтобы привлечь это их внимание, надо аж упрыгаться у доски, изображая из себя какие-то яркие, новые стимулы для того, чтобы они на них среагировали (педагоги знают). При этом особенность современных детей заключается в том, что они выхватывают целостную картинку — то, что называется «выделение фигуры из фона», для них затруднено. Это приводит к тому, что снижается способность к анализу», — рассказывает Беловол.

Если во всех классических учебниках написано, что внимание детей можно удержать в течение 15 минут, то теперь у нынешнего поколения эффективность концентрации внимания длится от двух до десяти секунд.
Аппаратные исследования функционирования мозга детей поколения Z также показали, что у них хуже развивается лобная доля — она отвечает за внимание и концентрацию. Снижение же функции лобных долей приводит к снижению социальных навыков. Дети становятся более индивидуализированными, и навыки социального взаимодействия со своими партнерами у них значительно хуже, чем у предыдущих поколений.​

«Когда мы учим современных детей, также надо учитывать, что дети поколения Z быстро «листают» информацию, и в таком «листании» опять не задействованы лобные доли. По сравнению с другими поколениями у таких детей задействованы другие нейронные связи», — говорит Беловол. Таким образом, два мозга двух разных поколений работают абсолютно отлично друг от друга.

По мнению Беловол, изменение структуры головного мозга поколения Z — это не хорошо и не плохо. Это просто данность, которую надо понимать и принимать.

«Еще часто говорят о мультизадачности детей поколения Z. Это очень большой миф, потому что мозг не может делать несколько задач одновременно, — предупреждает Беловол. — Да, мы можем одновременно, например, ходить и говорить. Но за то, что я хожу, у меня отвечает процедурная память (память на действия. — Прим.), а за то, что я говорю, отвечает совсем другой раздел моей памяти. У современных детей мозг также не может делать два дела одновременно. Просто их мозг быстрее переключается с одной задачи на другую. И это тоже приводит к стрессам».

Помимо прочего, представители поколения Z делают больше ошибок с точки зрения принятия решений. Дело в том, что у них нет времени на обдумывание, им это скучно. В том числе поэтому современное поколение не понимает длинные тексты. «Более того, как это ни странно, но в отношении инструкций я столкнулась с тем, что если инструкция написана в столбик, то поколение Z ее не дочитает. Инструкции для него нужно писать в строчку», — советует Беловол.

И продолжает: «С точки зрения поведенческих моделей ничего принципиально нового не происходит — представители поколения Z очень сильно не изменяются. Но за счет того, что информация становится более доступной, они изучают ее легко и быстро. У них потерялся авторитет учителя. Раньше носителем знаний были учитель, книга. Надо было слушать учителя, надо было читать книги, чтобы разобраться. Сейчас носителем знаний является Интернет. Поэтому для них практически утрачена идея учителя-авторитета с большой буквы. Они становятся более индивидуалистическими, не очень верят авторитетам, имеют большую сеть друзей, которых могут даже лично не знать. Но из-за того, что они очень часто не видят людей, с которыми взаимодействуют, у них сильно падают социальные навыки и, что называется, эмоциональный интеллект, они становятся менее эмпатийными, хуже понимают свои эмоции и эмоции других людей».

Взгляд Сбербанка. Дети поколения Z. Кто они

Сбербанк провел специальное исследование молодежи совместно с компанией Validata. Следует отметить, что в Сбербанке к клиентскому сегменту «молодежь» относят людей до 25 лет включительно. Однако в рамках исследования были опрошены молодые люди и девушки от 14 до 22 лет.

По словам руководителя направления департамента маркетинга отдела маркетинговых исследований розничного бизнеса Сбербанка Галины Шелестовой, современные дети чуть ли не родились с гаджетами в руках. Этим, в частности, обусловлен тот факт, что у поколения, родившегося в эпоху Интернета, просто нет представления о том, какой жизнь могла бы быть без него. Отсюда неутешительная статистика: со смартфонами и гаджетами нынешнее поколение проводит по восемь и более часов в день.

«Наши поколения привыкли говорить о том, что Интернет — это виртуальная реальность. Для сегодняшних же детей Интернет — это ведущее измерение реальности», — отмечает Шелестова. Собственно, с таким видением неудивительно, когда современные молодые люди откровенно недоумевают, почему нельзя пользоваться смартфонами на лекции, семинаре или конференции — для них одновременно находиться в «живой» и виртуальной реальности вполне естественно и этической проблемы не составляет.

Шелестова указывает, что почти все свои интересы и ролевые модели поведения современная молодежь также «черпает» из онлайна. Кроме того, ее представители совсем не «потребляют» крупные формы — лонгриды, книги и т. д. Чтобы вас заметили представители этого поколения, «нужно что-то короткое, быстрое и желательно визуальное». Наглядность и краткость информации — залог успеха для общения с современным поколением, отсюда смайлы, стикеры, картинки, которые все чаще заменяют им обычный текст.

Интересно, что современные ребята — не бунтари. Они не нарушают правил, ведут себя как достаточно спокойные и послушные люди. Иногда даже чересчур спокойные. По словам Шелестовой, при опросе в формате личного интервью родители часто говорят о том, что их беспокоит такая излишняя послушность чад. Зато современная молодежь ценит стабильность и спокойствие.

«Их основная потребность в жизни — быть счастливыми. Так они формулируют свою основную задачу: найти свой путь, найти себя и быть счастливыми. То есть наблюдается установка на гедонизм, — делится данными исследования Шелестова. — Сегодня у них заметно совершенно иное понятие успеха. Если еще пять лет назад мы слышали от них, что важно иметь статус, карьеру, то сегодня то же поколение, с которым мы говорили пять лет назад, ориентировано на получение удовольствия от жизни. Современным представителям молодежи важно найти работу, которая нравится, создать семью и жить достаточно расслабленно. Причем создавать семью они не торопятся, предполагаемый возраст вступления в брак у современного поколения — 25—27 лет. В целом сегодня успех — это не про деньги».

Их основная потребность в жизни — быть счастливыми. Так они формулируют свою основную задачу: найти свой путь, найти себя и быть счастливыми.
По словам Шелестовой, «сегодня модно быть умным и саморазвиваться. Саморазвитие для нынешней молодежи — это про потребление всего, но понемножку. Занятия спортом, музыкой, умение разговаривать на разные темы и разбираться в разных вещах — по сути, сегодня нужно быть человеком со смекалкой и приятным в общении».​

Независимый финансовый эксперт, автор проекта «Семейный финансовый клуб «Лесная биржа», автор детских книг о финансах «Лесная биржа» и «Дима и Совенок» Эдуард Матвеев обратил внимание, что лично его во время исследования темы поколения Z зацепили три момента.

Во-первых, поколение Z не только является первым полностью онлайн-поколением, оно также верит в интернет-гуру. «Появляются какие-то люди где-то в Интернете, которые говорят вашему ребенку, что нужно делать. И ребенок ваш слушает некоего человека там гораздо лучше, чем вас. Тот человек из Интернета для него эксперт, вы как родитель для него не эксперт», — объясняет Матвеев.

Во-вторых, поколение Z отличается коротким горизонтом планирования и неамбициозными целями. Эксперт связывает это с тем, что прошлое поколение имело значительно меньше, чем текущее, поэтому старалось обеспечить своих детей всем, чем необходимо, и даже больше. Получилось, что у детей, рожденных от поколения Y, изначально уже практически все есть, и стремиться им особо не к чему.

В-третьих, у представителей поколения Z совсем нет навыков принятия самостоятельных решений. Нередко такая молодежь не может понятно объяснить, почему произошло то или иное событие в их жизни, а от проблем просто прячется (например, не берет телефон при звонке родителей). «Он в норке, он в домике, он ждет, пока все само рассосется», — поясняет внутреннее видение проблем поколением Z Матвеев.

К отличительным особенностям данного поколения он относит: неготовность «зубрить», невосприятие поучений, уверенность, что всему нужно учиться именно на практике, и поиск готовых решений (тут на помощь приходят Google, Siri, «Яндекс»).

Однако есть у современных детей и ряд отличных «плюсов». Среди них Матвеев выделяет готовность вести диалог со взрослым, воспринимать мотивацию (если ребенку объяснить, зачем ему знать конкретную вещь, он обязательно эту информацию усвоит), воспринимать простой и увлекательный сюжет и готовность учиться на практике методом проб и ошибок.

Родители как друзья. Подводные камни нового подхода в воспитании

Примечательно, что у детей современного поколения нет конфликта с более ранними поколениями.

«Мы видим, как и дети, и родители с безумной теплотой и любовью отзываются друг о друге. Дети рассказывают нам, что у них нет никаких проблем или сложностей с родителями. Они доверяют им и говорят с ними практически на любые темы, готовы говорить обо всем на свете. Многие родители, особенно мамы, рассказывали нам, что даже их сыновья готовы обсуждать такие вещи, которые не готовы обсуждать сами матери, — рассказывает Галина Шелестова из Сбербанка. — Важно, что сами родители хотят иметь равные отношения с детьми, они хотят с ними дружить. Сейчас модно быть другом своему ребенку. В целом концепция взаимодействия с ребенком стала более обдуманной. Мы видим, как родители смотрят обучающие материалы, видеоролики о том, как правильно быть родителем и воспитывать ребенка».

Также заметен тренд, при котором родители слишком жалеют и гиперопекают своих детей. «Им все время кажется, что их детям очень сложно, они живут в эпоху многозадачности, им обязательно в жизни придется много чего добиваться. Поэтому родители создают для детей некий вакуум и руководствуются принципом «Главное — не сломать ребенка», — говорит Шелестова.

При этом родители не ругают детей за плохие поступки, но хвалят за нормальные, само собой разумеющиеся. Таким образом, получается, что дети живут в системе вечных поощрений и похвалы. Разумеется, такой же модели взаимодействия с ними они ожидают и в более взрослом состоянии. Похвала становится для них чуть ли не жизненной необходимостью.

«Сегодня родители, особенно в крупных городах, часто считают, что говорить «нельзя» неправильно, — замечает Шелестова, добавляя, что в регионах наблюдается менее либеральная ситуация — там родители больше ругают детей и больше им запрещают. — Педагоги действительно перестали быть авторитетом, но мы видим, что взрослые в принципе перестали быть авторитетом. И речь здесь не о том, что к ним нет уважения, оно есть. Речь о том, что дети воспринимают взрослых как равных себе. То есть они не готовы воспринимать информацию от педагога или родителя как истину в последней инстанции. Зато готовы спорить, оспаривать, уточнять, почему так, просить взрослого человека аргументировать свою позицию, если она непонятна и вызывает у ребенка дополнительные вопросы».

Вообще возможность и желание общаться (как с родителями и учителями, так и с друзьями) — одна из ключевых особенностей современной молодежи. Для них ценностями являются умение общаться, налаживать связи, контактировать. «Возможно, они не очень умеют это делать, но это для них важно. В принципе находиться в одиночестве, физически не в Интернете — для них пытка», — добавляет Шелестова.

«Ребята сегодня уверены в собственной исключительности. С детства им и родители, и отчасти педагоги рассказывают о том, что они талантливы, что они самые лучшие и все смогут. Либеральные родители всячески развивают идею об их уникальности. Но, несмотря на веру в свою неповторимость, все они очень похожи и следуют единым трендам (в той же моде). В том числе поэтому мы сегодня в принципе не видим каких-то выраженных субкультур», — говорит она.

Поколение Z и банки. Точки соприкосновения

По словам Галины Шелестовой, сегодня молодежь мало вовлечена во взаимодействие с банками. Но для этого существуют объективные причины: у них нет собственных денег, им нечем распоряжаться.

Шелестова указывает: современная молодежь плохо разбирается в банковских услугах, она не понимает, как работают вклады и кредиты, не всегда знает возможности карт, которыми пользуется. Мнение о банках у современной российской молодежи, то есть людей до 25 лет, в целом не сформировано.

Согласно исследованиям, наиболее популярный банковский продукт среди молодежи — это, конечно же, карта. Обычно ее выдает вуз или работодатель. «Именно поэтому, хотя молодежь и пользуется картами, она в этом продукте не очень разбирается», — говорит Шелестова. Так что выбор данного банковского продукта у молодого поколения можно считать неосознанным.

Кредитов молодежь боится, как и большинство населения России. Страх вызывают попадание в кабалу и непрозрачные условия кредитования. Однако, хотя новое поколение и опасается попасть в кредитную зависимость от банка, оно не боится использовать кредиты при необходимости. «Сегодня дети видят, что кредиты — это не совсем «ужас-ужас», а привычная реальность», — поясняет Шелестова.

Она также замечает, что вкладами молодые люди пользуются совсем мало, поскольку большинству просто нечего копить. «А те, кто имеет возможность копить, просто не понимают, зачем им нести свои небольшие сбережения в банк», — сетует Шелестова.


Источник: Ipsos Comcon, Сбербанк

Но не все потеряно. Независимый финансовый эксперт Эдуард Матвеев поделился данными другого опроса, который проводился в школах с экономическим уклоном среди младших классов.

Результаты опроса показали, что школьники, даже самые маленькие, достаточно хорошо осведомлены о финансовых понятиях. Так, в среднем более половины второклашек знают, что такое дивиденды. Также превалирующее большинство учеников вторых, третьих и четвертых классов ответили, что ознакомлены с понятием «акция компании». Правда, при более детальном изучении вопроса выяснилось, что для школьников это понятие обычно означает «купи две вещи и получи одну такую же в подарок». Тем не менее об акции как ценной бумаге знает примерно каждый пятый младшеклассник.

Новый язык. Как научиться общаться с поколением Z

Руководитель направления финансовых исследований аналитического центра НАФИ Ирина Точилинская обращает внимание, что поколение Z — это дети, которые обладают определенными особенностями, и эти особенности следует учитывать в их финансовом воспитании.

«Эти дети предпочитают общаться со взрослыми на равных. Институт наставничества и институт менторства для них не так важны. Им важно, чтобы родитель или воспитатель был другом. И желательно, чтобы он мог ответить на их вопросы. Дети поколения Z предпочитают общаться на равных, но при этом они очень нетерпеливы, концентрация внимания у них порядка 7—8 секунд, они переключаются с темы на тему быстро, практически мгновенно. Нужно подстраиваться в этом под них, иначе мы потеряем ниточку взаимодействия. Поэтому в финансовом воспитании лучше использовать короткие диалоги типа «вопрос — ответ». Дети сами подскажут, что им надо знать, что они хотят увидеть, что хотят получить от вас в качестве ответа. «Зачем», «почему» никто не отменял», — рассказывает Точилинская.

Как бы то ни было, дети поколения Z более любознательны, и у них более широкий кругозор. Соответственно, они не удовлетворятся коротким ответом, а захотят каких-то объяснений. Эти объяснения должны быть сжатые, но информативные и аргументированные.

«Они и правда плохо воспринимают большие тексты. То есть им нужны какие-то систематические картинки, инструментарии вместо длинных рассказов. А еще лучше, если это будет какая-нибудь визуальная картинка, потому что они воспринимают информацию визуально очень быстро. Соответственно, дидактические (учебные) игры — это наше все в финансовом воспитании поколения Z, — говорит Точилинская. — Еще эти дети очень любят хендмейд и предпочитают нешаблонные решения. Собственно, в познании финансового мира тоже было бы интересно внедрить для них креативный подход».
 
Сверху